Женщина с попугаем картина

Женщина с попугаемWoman with Parakeet

Женщина с попугаем ( французский язык : La Femme à la perruche ) — картина Пьера-Огюста Ренуара, созданная в 1871 году. Она находится в фондах музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке как часть коллекции Таннхаузера. На картине изображена модель Лиз Трехо , которая позировала Ренуару в более чем двадцати картинах с 1866 по 1872 год.

Хотя дата создания картины была предметом споров, теперь все согласны с тем, что « Женщина с попугаем» была создана после того, как Ренуар вернулся после службы во франко-прусской войне и, вероятно, после событий Парижской коммуны в 1871 году. в 1865 году. В 1912 году в письме к Жозефу Дюран-Рюэлю Ренуар назвал картину изображением Лизы Трео, созданной «не позднее 1871 года».

Женщина с попугаем никогда не выставлялась в Парижском салоне . В 1871 году, когда работа была написана, из-за франко-прусской войны Салон-выставка не проводилась . В 1872 году работа Ренуара « Парижские женщины в алжирском костюме» была отклонена.

Женщина с попугаем считается одной из последних картин, изображающих близкую подругу Ренуара Лизу Трео до того, как модель разорвала отношения с Ренуаром и вышла замуж за архитектора Жоржа Бриера де Л’Иль. Черное платье из тафты Лизы с белыми манжетами и красным поясом — это, вероятно, то же самое платье, которое носила модель в « Лизе в белом платке». Помещение, изображенное на картине, демонстрирует типичный интерьер Третьей республики , характеризующийся темными насыщенными цветами и зеленью.

На протяжении всей истории искусства бесчисленные изображения женщин с птицами выдвигали на первый план близость и эмоциональную связь между человеком и животным. Сюжет женщины с попугаем или попугайчиком был особенно распространен на картинах того времени. Во многих случаях эти образы имеют символический характер, временами ссылаясь на женщину как на пустую и подражающую другим, или несущие эротические коннотации, которые связывают птицу в клетке с женщиной в клетке. Эта тема ранее появлялась в работах художников Гюстава Курбе и Эдуара Мане .

Однако в « Женщине с попугаем» аналогия между женщиной и ее домашней птицей сравнительно занижена. Богатый, но душный интерьер ограничивает пространство модели, как у попугая в позолоченной клетке. Изысканное платье модели с рюшами и его ярко-красное «оперение» визуально перекликаются с ярко окрашенными перьями самой птицы. Попугай также можно охарактеризовать как традиционную роль доверенного лица женщины. В отличие от других художников, сюжет Ренуара помещен в реалистично современную обстановку, а его модель неприхотлива в своей внешности и одежде.

Эта работа считается ранним произведением импрессионизма , для которого характерна широкая, расплывчатая техника живописи.

Происхождение

С 1978 года картина «Женщина с попугаем » находится в коллекции музея Соломона Р. Гуггенхайма и находится на полупостоянном просмотре в музейной галерее Таннхаузера. Картина была подарена музею коллекционером-дилером Джастином К. Таннхаузером и существует как часть коллекции Таннхаузера. Амбруаз Воллар , торговец произведениями искусства и личный друг Ренуара, вероятно, был первым обладателем картины. После череды последующих владельцев компания Woman with Parakeet была приобретена Galerien Thannhauser ( владелец Джастин К. Таннхаузер ) в 1927 году.

Тайны картины «Дама с попугаем у окна»: как связаны улыбка героини и птица

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Каспар Нетшер — голландский художник немецкого происхождения, выдающийся портретист, а также мастер изображения бытовых сцен голландской элиты. Он также разработал технику, которая позволяла ему имитировать широкий спектр текстур: будь то лен, сатин или грубые волокна восточного ковра. Каспар Нетшер является частью триады выдающихся голландских мастеров Золотого Века вместе с Рембрантом и Вермеером.

Из жизни художника

Нетшер был сыном скульптора Иоганна Нетшера. Еще ребенком его отправили в Амстердам для обучения у Хендрика Костера, малоизвестного художника натюрмортов и портретов. В 1664 году Нетшер переехал в Девентер, чтобы завершить свое обучение в мастерской Жерара Терборха. Сделав это, он отправился в Италию в 1658 году, затем в Бордо, где Нетшер женился на Маргарет Годин и прожил там несколько лет. В 1662 году в Гааге Нетшер стал членом общества художников. На этом раннем этапе он писал небольшие жанровые композиции, предпочитая темные цвета и темы повседневной жизни, на которые явно повлиял Терборх.

Нетшер постепенно приобрел свой собственный стиль и в середине 1660-х начал рисовать более сложные сцены с роскошными интерьерами и богато одетыми героями. Его работы демонстрируют особый интерес к изображению шелка и парчи. С 1667 года Нетшер все больше внимания уделял портретной живописи, в итоге став очень известным портретистом. Его модели — изящные, аристократические и очаровательные.Среди его моделей была Амалия фон Солмс, вдова принца Фридриха Генри.

В этот период он также создал исторические картины, но сохранил использование малого формата в обоих жанрах. Нетшер скончался в Гааге в 1684 году. Его сыновья Феодор, Константин и Антони продолжили дело своего отца в качестве портретистов.

Каспар Нетшер

Сюжет картины «Дама с попугаем у окна»

«Дама с попугаем у окна» — одна из лучших картин Нетшера и одна из бесспорных икон голландской жанровой живописи Золотого века. На ней изображена элегантная девушка в роскошном золотом платье, кокетливо смотрящая на зрителя. Одновременно девушка кормит африканского серого попугая, сидящего на ее правой руке. Из мрака комнаты на нее внимательно смотрит паж, держащий серебряный поднос. Роскошный восточный ковер, проливающийся над нижним выступом, усиливает иллюзию, словно намеренно скрывая часть римских цифр, высеченных в камне.

Мастерское написание картины и утонченная техника проявляются во всех деталях картины: стальная птичья клетка, мерцающее платье женщины, которое Нетшер моделировал более мягкими и плавными мазками, бронзовая завеса, восточные узоры дорогого ковра. Кисть Нетшера изящна, его текстуры ослепительны, а цвета на картине обезоруживающе сияют. Чего только стоит блеск жемчужин на шее модели!

Композиция

Арочное окно создает иллюзию «замочной скважины», популярного приема в творчестве Яна Вермеера, когда зритель словно случайно становится соучастником сцены и вторгается в пространство картины. Растилающийся ковер сокращает препятствие и приглашает зрителя насладиться этой милой сценой. Этот композиционный прием делает молодую женщину еще более очаровательной и притягательной.

Символика попугая

Этот экзотический питомец приобретен голландскими торговцами в Западной Африке. Символика попугая тесно связана с его особенностями — попугаи могут копировать и воссоздавать услышанное без каких — либо изменений (без фильтров). Поэтому в искусстве они являются атрибутом «говорящих правду». Попугай выступает как истинное представление о человеческом «Я».
В голландской живописи эта птица наиболее часто приметна и известна, чем где-либо. Включение попугаев в натюрморты очень интересно, потому что оно связывает попугаев с материальным миром, богатством и торговлей. Как экзотическое существо из неевропейских стран, попугаи были высоко оценены в колониальный период. И ценились не только живые птицы: в эту эпоху ценились даже перья попугаев.

В портретном жанре попугай часто выдает себя за людей или заменяет их, играет роль возлюбленного женщины или насмехается над глупостями человеческого поведения. Это зеркало человеческой сущности.

Попугай может функционировать и как символ Девы Марии. Сегодня символическая ассоциация может показаться натянутой, но считалось, что попугай похож на Марию. И попугай, и Дева были связаны с типично невероятными ситуациями: если попугая можно научить говорить, то девственница может забеременеть и родить. Использование попугаев в искусстве значительно изменило их символическую связь с Марией (подчеркивая чудесную природу девственного рождения). Уже в древности попугай считался чудом природы из-за его сверхъестественной способности подражать и воспроизводить человеческую речь: Дева зачала вследствие приветствия ангела и послания, точно так же необъяснимым образом попугай воспроизводит услышанную речь. Кроме того, эмблемы Марии иногда изображают попугая, сидящего на самой высокой и тонкой ветке дерева и находящегося вне досягаемости змеи: снова символ освобождения Марии от первородного греха.

В рассматриваемой картине попугай создает дополнительный тон скромно кокетливому взгляду девушки и ее очаровательной улыбке. Центральная роль попугая в сцене, где героини кормят или держат попугаев, намекает на любовные элементы. Более того птица, освобожденная из клетки и заманиваемая сладким — часто была символом утраченной невинности.

Таким образом, «Дама с попугаем у окна» — это исключительная картина, которая отображает весь спектр техники голландского мастера, его талант портретиста и его способность изображать социальную элиту Голландии XVII века.

Женщина С Попугаем Гюстав Курбе

Картина «Женщина с попугаем», Гюстав Курбе — описание

«женщина с попугаем» (фр. La Femme au perroquet, англ. Woman with a Parrot) — картина, написанная в 1866 году французским художником Гюставом Курбе (Gustave Courbet, 1819—1877). La Femme au perroquet (Женщина с Попугаем) является живописью на холсте французским художником Гюставом Курбе. Картина Гюстава Курбе Женщина с попугаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Женщина с попугаем (картина Курбе)

Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека («Дробильщики камня», 1849, не сохранилась), создавал социально-критические произведения («Возвращение кюре с приходской конференции», не сохранилась, эскиз, 1862, Публичное художественное собрание, Базель).

Говоря об изображении обнажённой женской натуры у Курбе, чаще приводят в пример его «Купальщиц», наделавших переполох в Салоне 1853 года. Надеюсь, что сейчас у нас по-дррругому свои «я» оттачиваются. Она не прислужница, не рабыня и не романтический персонаж.

Картина так шокировала пришедшего в Салон Наполеона III, что он стегнул по ней хлыстом, а императрица Евгения, вспомнив о своем посещении конской ярмарки, произнесла: «Это тоже першерон. »«Купальщицы» нарушали сразу несколько «правил хорошего тона».

Такому же запрету подвергался и ряд других произведений Гюстава Курбе — например, полотно «Происхождение мира», на котором крупным планом изображена женская вульва. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана.

Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье.

Все орнанцы считают честью фигурировать в «Похоронах»».

Ее красота рождает восхищение, а не вожделение. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру и их художественные поиски не ограничивались (чем. ).

Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье.

В обращении к посетителям «Антивыставки» говорилось: «Реализм, совокупность моих работ» Из числа уже ранее известных картин там находились «Похороны», «Крестьяне деревни Флаже, возвращающиеся с базара», «Купальщицы», «Раненый», а также грандиозная картина, живописное выражение нового кредо артиста – «Мастерская художника».

Они представлены в виде «живого табло» — популярной в то время игры. А я пишу только то, что вижу».

Об этой картине сам автор сказал: «»Мастерская художника» – реалистическая аллегория моей мастерской, резюмирующая семилетний период моего творчества». В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. По своему живописному и идейному богатству это одно из самых сложных произведений художника.

Пожалуй и каррртина со мной не совсем для него типичная, (что не делает каррртину хуже), я бы даже сказал, что она – отличная, хотя, если б вы знали, как её поливали дюже, то бы диву дались: ну вот откуда столько отрррицания, пррросто не кррритика, а вселенское пррротивостояние. Г. Курбе.

«Купальщицы» были открытым выступлением уже не против старых сюжетов, но против всех прежних концепций обнаженной натуры в живописи. Женщина с попугаем.

Картина «Женщина с попугаем», Гюстав Курбе — описание

Описание картины Гюстава Курбе «Женщина с попугаем» (1866)

Гюстав Курбе родился в семье крестьянина имевшего собственные виноградники. Владельцем этой картины первоначально тоже был Халил Паша. Теперь Курбе нередко стали бросать обвинения, что его живопись примечает лишь уродливое.

Например, в картине «Женщина с попугаем» некоторые критики не увидели главного, зато отметили нечистое мятое бельё и неухоженные растрёпанные волосы. Хотя эта картина несомненно обладает достоинствами – женщина написана реалистично, а сама картина наполнена здоровым эротизмом.

В целом, картина была неплохо принята в Салоне и Курбе поверил, что её купят для государственного собрания. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию.

В другой раз перед одной из картин Делакруа он спросил у великого, всеми почитаемого художника: «Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков. », на что Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы.

По собственному желанию посещал занятия в Академии, брал уроки живописи у Шарля-Антуана Флажуло, который в свою очередь был учеником известного художника Франции Жака-Луи Давида. Девушка не вызывает грубых эмоций. Курбе поднял брови: «Как.

Испытал влияние Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса.

А у Курррбе под конец жизни были такие стррранные пррриключения, так пррричудливо судьба вела его по своему течению Или, может, он где-то пошёл и наперррекоррр, попугай ведь точно не знает бывает и Какаду в выводах слишком скоррр, а иногда птица чего-то не понимает, но закончил он свою жизнь в полной бедности и его мне по-человечески пррросто жаль.

Таким же образом, когда Кешиш решил заняться адаптацией романа в комиксах «Синий – самый теплый цвет» Жюли Маро, он изменил название на «La Vie dAdle» («Жизнь Адель»), ссылаясь на свою ведущую актрису – факт, о котором Экзаркопулос узнала только после своего приезда в Канны на премьеру фильма. У меня с ним было два абсолютно смехотворных разговора на моральные и философские темы.

Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Картина написана в теплых коричневатых тонах, придающих ей оттенок таинственности. Не купили. А если не видели, то как же можете их писать.

Картина так шокировала пришедшего в Салон Наполеона III, что он стегнул по ней хлыстом, а императрица Евгения, вспомнив о своем посещении конской ярмарки, произнесла: «Это тоже першерон.

» «Купальщицы» нарушали сразу несколько «правил хорошего тона». Когда же Вы их видели. Светлый свежий колорит противоречил краскам предыдущих картин Курбе.

Однажды в лесу он работал вместе с Коро, причем они выбрали один и тот же мотив.

Светлый свежий колорит противоречил краскам предыдущих картин Курбе. «Купальщицы» были открытым выступлением уже не против старых сюжетов, но против всех прежних концепций обнаженной натуры в живописи. Она свободно владеет английским итальянским испанским и французским. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане.

Картина «Женщина с попугаем», Гюстав Курбе — описание

Картина Женщина с попугаем – Гюстав Курбе

Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы («Море у берегов Нормандии», 1867, ГМИИ). Всякое искажение пропорций воспринималось как вызов. Колорит трудно назвать разнообразным: он сведен к минимуму ключевых тонов.

Между тем критики скептически отнеслись к представленной Paris Match сенсации. И так как в это время узы, наложенные на печать, несколько ослабли, то левое крыло ее, носящее либеральный и демократический оттенок, торжественно провозгласило: «Кто в политике стремится к свободе, тот в искусстве – сторонник Курбе». Планы не осуществились из-за начавшейся революции.

Картина «Женщина с попугаем», Гюстав Курбе — описание

Женщина с попугаем — Гюстав Курбе

Вот таким образом я принужден писать только то, что вижу». Во-первых, женщина была слишком реалистична. Также она была возлюбленной Уистлера, но после «Спящих» их отношениям пришёл конец, а мнение Уистлера о Курбе испортилось. Критики заметили, что выглядит героиня картины очень современно и назвали ее «настоящей живой француженкой».

Насмешки сыпались на Курбе одна за другой. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов и др.

), Курбе полемический противопоставил ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа, утверждающее материальную значимость мира, создал монументальные, проникнутые реалистическим пафосом произведения («Послеобеденный отдых в Орнане», 1849, Музей изящных искусств, Лилль «Похороны в Орнане», 1849-50, Лувр «Деревенские барышни», 1851, Метрополитен-музей). в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. По настоянию отца Гюстав поступил в коллеж в Безансоне в 25 км от Орнана. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри.

В самом деле, эта картина как бы подводит итоги творческих поисков Курбе.

В 1869 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получает первую золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене, где Курбе выставил «Дробильщиков камня», «Женщину с попугаем», «Травлю оленя» и один пейзаж, он – в центре внимания.

Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. Преобладают белый, зеленый и теплый коричневый.

Картина «Женщина с попугаем», Гюстав Курбе — описание

Картина Женщина с попугаем Гюстава Курбе

В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства («Источник», 1868, Лувр).

Здесь была выставлена одна из лучших охотничьих сцен «Травля оленя», свыше сорока пейзажей, 30 портретов, в том числе «Ирландка Жо», напоминающие позднего Ренуара «Три девочки-англичанки», «Матушка Грегуар» – женщина из народа, а также скульптура «Маленький рыболов». Её отец испанец, а мать – итало-американка.

В 1939 году перебрался в Париж, также обещая отцу, что будет изучать там юриспруденцию.

Насмешки сыпались на Курбе одна за другой. Один критик заметил, что при виде такого тела даже крокодил лишился бы аппетита. Когда в 1872 году «Спящие» были выставлены в картинной галерее, они стали предметом полицейского отчёта. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. Об авторе: Мария Хименес Кавальо (Maria Gimnez Cavallo) родилась в Нью-Йорке. Для сына он прочил юридическое образование. В его доме она висела под зеленой вуалью на почетном месте в туалетной комнате. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. В нее играли так — участники надевали театральные костюмы и замирали в выбранных ими позах изображая «живую картину», значение которой должны были угадать зрители.

Наша жизнь вообще заканчивается смеррртью, вот такую я открррыл для себя печаль. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. Всякое искажение пропорций воспринималось как вызов.

Картину не разрешалось выставлять напоказ вплоть до 1988 года. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию.

Картина «Спящие» была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера конца эпохи Османской империи — Халила Паши, который с 1860 года жил в Париже.

Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдаг. Мария изучала кинематограф в Колумбийском университете, а сейчас её приоритетом является авторская карьера писателя/режиссера.

Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.

Описание картины «Женщина с попугаем»

В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Один критик заметил, что при виде такого тела даже крокодил лишился бы аппетита. Единственным крошечным ярким акцентом становится оперение птицы. Он был известным покровителем изящных искусств и страстным коллекционером. Во-первых, женщина была слишком реалистична.

Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе. Вы пишете ангелов. Говоря об изображении обнажённой женской натуры у Курбе, чаще приводят в пример его «Купальщиц», наделавших переполох в Салоне 1853 года. «В настоящий момент, – пишет он Вею, – я компоную мою картину на холсте.

также). Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах.

Гюстав Курбе рисовал женщин, как он их видел. Самые смелые его картины сочли за порно

Картина «Женщина с попугаем», Гюстав Курбе — описание

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе шокировали французскую публику

Французский художник Гюстав Курбе, написавший скандальную эротическую картину «Происхождение мира», потряс общество XIX века своими реалистичными полотнами, на которых он изображал не исторические и библейские сюжеты, как тогда было принято, а повседневную жизнь простых людей.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, небольшой коммуне во французском регионе Франш-Конте, в многодетной семье процветающего фермера. Любовь к семье и своему родному региону Курбе сохранял на протяжении всей жизни и отразил в своих картинах.

Пейзажи Франш-Конте художник неоднократно использовал в качестве фона для своих картин и оставил много портретов своих близких, которых он также часто изображал в качестве персонажей своих картин.

В 20 лет Курбе приехал в Париж, чтобы поступать в юридическую школу, однако позже отказался от этой идеи. Он проводил много времени в Лувре, делая копии работ Рембрандта, Рубенса, Караванджо и Тициана.

Среди французских художников ему нравился Эжен Делакруа (Делакруа его произведения тоже нравились), наиболее яркий представитель французского романтизма, автор знаменитой «Свободы, ведущей народ» (1830 год).

Однако Курбе стремился найти собственное направление в живописи. Он написал несколько автопортретов, в том числе «Автопортрет с черной собакой», который был выставлен в Парижском салоне 1844 года, престижной ежегодной французской выставке и официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств.

Академики стиль Курбе не приняли.

Реалист-бунтарь

Академическая традиция живописи XIX века требовала, чтобы на больших объемных холстах изображались только исторические, библейские или мифологические сюжеты. Однако Курбе игнорировал эти правила и рисовал на больших полотнах знакомые ему из детства сцены сельского быта. По мнению художника, сюжеты, описывающие современность Франции, заслуживали таких больших форматов.

Академия изящных искусств и посетители Парижского салона считали такие обыденные сюжеты низкими и простонародными.

Так, крупноформатная картина Курбе «Похороны в Орнане» встретила полное непонимание и возмущение публики.

Картина размером более трех метров в высоту и более шести метров в ширину была выставлена в Парижском салоне 1850-1851 годов. На ней, как считают искусствоведы, художник мог изобразить похороны своего деда.

Курбе любил провоцировать аудиторию, раздвигая границы приличия в искусстве. В 1856 году он написал «Девушек на берегу Сены», две героини которой в беспорядочной одежде свободно лежат под деревом у реки. Это шокировало публику. Аналогичную реакцию получила другая картина Курбе «Женщина с попугаем», на которой художник в реалистической манере изобразил свою обнаженную натурщицу.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Женщина с попугаем» Гюстава Курбе

Картина Курбе «Возвращение с приходской конференции», на которой были изображены пьяные священники, непринужденно беседующие на проселочной дороге, была отвергнута на Салоне 1863 года как «грубо попирающая нормы религиозной морали». Выставлять ее художнику запретили.

На следующий год Курбе хотел выставить ныне исчезнувшую работу «Венера и Психея», но Салон отверг и ее за непристойность.

Картина «Происхождение мира», на которой Курбе изобразил тело женщины с раздвинутыми ногами и ее половые органы, из-за чрезмерной сексуальной откровенности долгое время вообще нигде не выставлялась и впервые была показана широкой публике только в конце XX века.

Пьяница, забияка и скандалист

«Если эти господа называли вульгарным натурализмом изображение крестьянина на тропинке, то они наверняка поперхнулись бы своим изысканным вином при виде другого произведения, написанного Курбе, — хорошо всем известного, но мало кем изображенного.

Его картина «Происхождение мира» (1866) стала одной из самых провокационных работ в истории искусства, знаменитая своим, мягко говоря, откровенным и бесстыдным изображением голого женского тела от груди до бедер, с широко раздвинутыми ногами, которое, для пущего порнографического эффекта Курбе еще и обрезал по бокам», — писал в своей книге «Непонятное искусство» редактор отдела искусств Би-би-си Уилл Гомперц.

«Ему нравилась репутация грубоватого, неотесанного художника-пьяницы, забияки и скандалиста. Предшественник нынешних отвязных радиодиджеев, он был человеком из народа, которому популярность у соотечественников дала в руки увесистую палку, чтобы лупить художественное начальство.

Когда академики обвиняли его в самодовольстве, Курбе лишь пожимал плечами. Когда его критиковали за явные нарушения пропорций и за изображение забитой и простонародной современной Франции, он преспокойно продолжал работать в том же духе», — описывал Гомперц творчество Курбе.

Курбе был убежденным противником монархии. Он поддержал Парижскую коммуну, а после ее падения был арестован правительственными силами и приговорен к шести месяцам лишения свободы. Впоследствии он был вынужден уехать в Швейцарию. Там художник страдал от нехватки денег, начал сильно пить, а писать картины стал все реже. Умер в конце 1877 года недалеко от Женевского озера.

Хотите узнавать обо всем самом важном и интересном через мессенджер? Тогда подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Какие тайные смыслы несёт образ попугая на картинах великих художников разных эпох

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Для художников эпохи Готики, Раннего Возрождения и Высокого Возрождения птицы были частью богатой визуальной символики. В обществе с ограниченной грамотностью аллегорические образы были жизненно важными для духовного просвещения и образования простых людей. На протяжении многих веков художники отводили особые роли образам попугаев на своих полотнах. Прежде всего, это вызвано необыкновенными чертами попугаев: их эффектно окрашенным оперением и способностью имитировать человеческую речь. Какой же скрытый смысл несла эта птица?

Со времен средневековья попугай представлял атрибут рождения Христа Девой Марией или выступал в качестве свидетеля грехопадения. Он также был отмечен в качестве домашнего питомца богатых семей. Более заметна эта птица была на голландских сценах обычной жизни. Попугай часто появляется в натюрмортах и на портретах, иногда выдавая себя за людей или заменяя их, играет роль возлюбленного женщины или насмехается над глупостями человеческого поведения.

Таким образом, возможно рассмотреть символику попугая на картинах художников в трех ипостасях:

⦁ Символика попугая в натюрморте
⦁ Символика попугая в портретной живописи
⦁ Символика попугая в библейском сюжете

ПОПУГАИ В НАТЮРМОРТАХ

Жанр натюрморта начал свое развитие в конце XVI века с бытовых и рыночных сцен. Попугаи часто фигурируют в ​​натюрмортах vanitas как символ роскоши с одной стороны, и как единственно живой элемент среди «мертвых» объектов с другой. Включение попугаев с натюрмортами интересно еще и потому, что оно связывает попугаев с материальным миром, богатством и торговлей.

Питер Боэль (1622-1674) Натюрморт с игрой, попугай, собака, обезьяна и фрукты

Эта картина маслом Питера Боэля, несомненно, является привлекательной сценой жанра vanitas. Идея мимолетности жизни выражена мертвыми животными, наиболее яркими из которых являются павлин и лебедь. Красная драпировка на заднем плане — элемент в стиле барокко — также усиливает атмосферу. Прекрасная медная посуда, церемониальное блюдо и кувшин выложены намеренно небрежно, что также способствует ощущению прошедшего времени. Натюрморт в стиле vanitas резко контрастирует с тремя живыми существами: попугаем, собакой и обезьяной. Попугай — интеллигентная птица и хороший собеседник — выходец из амазонского региона Южной Америки. Он смотрит на плод с открытым клювом, а его речь контрастирует с «мертвым» натюрмортом. Включение попугаев в натюрморты часто призвано подчеркнуть проявление роскоши.

«Натюрморт с попугаем» Ян Давидс де Хем

Ян Давидс Де Хем известен не только своими аллегорическими и морализирующими цветочными натюрмортами. Здесь он изображает роскошную вазу для вина, попугая и фрукты. На картине представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможных фруктов и закусок.
Попугай Ара выглядит доброжелательно и служит здесь идеальной эмблемой изобилия.

ПОПУГАИ В ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ

В портретной живописи попугаи встречаются наиболее часто, будучи популярными домашними животными голландского высшего среднего класса в XVII века. В детских портретах они являются атрибутом образования, а на портретах взрослых они могут быть символом супружеской верности или подчеркивать статус героев картины.

Якоб Йорданс «Портрет молодого человека с попугаем» (1656)

Эта картина считается поздним произведением Йорданса. Личность молодого человека неизвестна, но его великолепная одежда доказывает принадлежность к богатой городской элите. Особенно украшает его внешний вид большой воротник, скрепленный кружевами и кисточкой. Перчатки, которые молодой человек держит в левой руке, являются еще одним подтверждением солидного статуса владельца. Вполне вероятно, что мужчина заказал портрет в качестве удостоверения своего богатого положения, и в этом случае дорогая экзотическая птица подчеркнула его родословную, достаток процветание.

Питер де Хох «Парочка с попугаем» 1668

В XVII веке связь между женщинами и птицами в клетках была отражена особенно ярко в морализирующих картинах (например, «Пара с попугаем» (1668) Питера де Хоха). Живописное оперение попугаев очень красиво и декоративно, и это ключевая особенность, которую нужно помнить в отношении представлений о женщине. На этой картине попугай дополняет декоративные элементы в произведении искусства и придает дополнительный оттенок красивым предметам. Изображение попугая с женщиной намекает на то, что женщина также декоративна (красива), как попугай, и, возможно, даже экзотична.

Фрида Кало «Я и мои попугаи»

Невозможно в рассказах о попугаях с картин не упомянуть об автопортрете Фриды Кало с попугаями. Картина была написана в 1941 году, вскоре после смерти отца Фриды Кало и в начале ее интенсивных физических страданий. На нем изображена Фрида в традиционном мексиканском платье, которая пристально смотрит на зрителя. Сам ее взгляд захватывает, отвлекая внимание от деталей картины. Несмотря на свои яркие цвета, попугаи не затмевают Кало. Вместо того, чтобы умалять ее присутствие, они усиливают ее, привнося в нее другое измерение. Фрида становится еще спокойнее, еще более сдержанной, потому что попугаи приносят с собой растрепанный беспорядок. «Я и мои попугаи» — как оазис спокойствия в истории Кало. Несмотря на ее горе от потери отца, ее физических и личных страданий и ее болезненного брака, она все еще смогла найти место для мира.

Ян Стен «Как старики поют, так молодая дудка и играет»

Интересно, что некоторые художники даже владели попугаями, в том числе Ян Стен. Его питомец Алый Ара написан на картине, изображающей его самого и его семью (Ян Стен «Как старики поют, так молодая дудка и играет»).

ПОПУГАЙ В БИБЛЕЙСКИХ СЮЖЕТАХ

Западная живопись в средние века продолжала фокусироваться почти исключительно на религиозных темах. Хотя этот предмет оставался доминирующим в эпоху Ренессанса и Барокко, художники в начале XVI века стали давать больше свободы в рассмотрении библейских историй. Интерес к природе, флоре и фауне, а также новые научные публикации способствовали этому новому повороту в изобразительном искусстве.

Альбрехт Дюрер «Адам и Ева»

Говоря о попугаях на картинах религиозной тематики в первую очередь вспоминается гравюра Дюрера «Адам и Ева», на которой изображен попугай в верхнем левом квадрате гравюры. В этом конкретном контексте попугай функционирует как символ Девы Марии. Сегодня символическая ассоциация может показаться натянутой, но считалось, что попугай похож на Марию. И попугай, и Дева были связаны с типично невероятными ситуациями: если попугая можно научить говорить, то девственница может забеременеть и родить. На гравюре изображены различные существа, в том числе змей и попугай. Эти два животных являются наиболее яркими и образуют намеренный контраст. Змей, приносящий Еве яблоко, является символом греха, в то время как попугай, отводящий глаза от этого же греха, обозначает Деву Марию и мудрость. Оригинальная гравюра Дюрера побудила многих художников включить попугаев в свои работы.

Ян ван Кессель «Ноев ковчег»

Например, Яна ван Кесселя. Это художник, работающий в Антверпене, ученик пейзажиста Яна Брейгеля II. Он писал натюрморты с животными, насекомыми и цветами, создавал картины с мифологическими и библейскими сюжетами. История «Ноев ковчег» рассказана в Книге Бытия, первой книге Библии. Бог приказывает Ноя построить корабль, на котором его семья и животные всех видов смогут пережить Потоп. Ной сделал все так, как ему было сказано, загрузив свой ковчег парами животных и птиц — мужского и женского пола каждого вида. И там же есть и пара попугаев (они были среди выбранных видов птиц).

Мартин Шонгауэр «Мадонна с Младенцем и попугаем» (1470-75)

Еще одна религиозная картина — «Мадонна с Младенцем и попугаем» Мартина Шонгауэра. Здесь Мария стоит за парапетом, держа Христа и листая Библию правой рукой. Библия является прообразом жизни еще маленького Иисуса, на левой руке которого мы видим попугая. Птица — это аллюзия на Библию и Слово Божье, но также символ Марии, относящийся к Непорочному Зачатию. Инжир, схваченный в другой руке ребенка, является прообразом Страстей и ссылкой на Падение, с одной стороны, и символом плодородия Марии, с другой.

Попугай — столь же волшебная и великолепная птица, насколько прекрасно и ее аллегорическое значение. В натюрмортах попугай является символом роскоши и изобилия, в портретах — дополняет тематику своего владельца (его психологическое, финансовое состояние), в библейских сюжетах является аллюзией на Божье Слово и прообразом Марии.