Как решиться усыпить больную кошку

Как решиться на усыпление своей кошки

Любовь и уважение в отношениях между человеком и животным характерно для нашей культуры. Наши кошки считаются членами семьи, а многие хозяева даже считают себя «родителями питомца». Благодаря развитию ветеринарной медицины, а также превращению кошек из охранников зерна от мышей в настоящих домашних питомцев, они живут с нами дольше, чем когда-либо и создают этим прочную эмоциональную связь.

Чем дольше мы живем с питомцем, тем сильнее с ним связь, а чем сильнее связь, тем труднее осознать приближение смерти кошки и принять решение по такому сложному вопросу, как усыпление, или эвтаназия.

Несмотря на всю боль, возникающую при мысли о том, что жизнь кошки, как правило, короче человеческой, размышления о возможном усыплении своего питомца и продумывание плана действий задолго до наступления конца жизни кошки поможет вам облегчить страдания, когда этот момент настанет.

Продумывание плана действий задолго до наступления конца жизни кошки поможет вам облегчить страдания, когда этот момент настанет.

«Санитар на дом выезжает, два укольчика ставит, урночку с прахом подвезем»

Мы связались с несколькими компаниями, оказывающими такие «услуги». Несмотря на то что на сайтах они декларируют, что усыпляют только неизлечимых или агрессивных животных, все они согласились убить абсолютно здоровых и, к счастью, вымышленных молодых кошку и собаку, которые якобы просто стали нам не нужны.

Мы всех предупреждали, что в ветклинике отказались делать эвтаназию, потому что животное здорово. Почти никого это не смутило.

— А что случилось у вас?

— Мы уезжаем, не хотим выбрасывать на улицу…

— Мы вас примем. Я сама ветврач, я понимаю, что лучше так, чем на улице останется. Либо вы кому-то отдадите, и тоже может на улице остаться животное.

Фото: Артем Устюжанин / E1.RU

Кто-то спрашивал, осознанно ли мы пришли к такому решению и пробовали ли пристроить животное:

— У меня собака дворняга, в ветклинике отказали, можно у вас это сделать?

— Три тысячи будет стоить усыпление и увоз на общую кремацию. Санитар на дом выезжает, два укольчика ставит, первый усыпляющий, второй — остановка сердца. И трупик заберет на общую кремацию.

— Документ нужен от ветеринарного врача, заключение?

— Нет, ничего не нужно. Болеет собачка-то?

— Да нет, у нас другая ситуация, мы уезжаем и на улицу выбрасывать не хотим. Не к кому пристроить.

— (Вздох.) Да, пристроить бы, конечно, куда-нибудь. Ну, район-то какой у вас? Смотрите, как надумаете. Если, может, вдруг куда пристроите…

— Если не получится, можно будет позвонить вам?

— Набирайте, санитару заявку отдам, подъедет посмотрит.

Еще в одной компании, даже услышав, что кошка молода, здорова и прекрасно себя чувствует, согласились усыпить ее.

— Кошка была у нас в семье, сейчас ребенок родился, и так далее. Надо с ней что-то сделать. Просто на улицу выкидывать, плодить…

— Нет, это не вариант сразу.

— Не вариант — в смысле что?

— На улицу выбрасывать — это вообще не вариант.

— Да, я тоже так думаю. Из знакомых, друзей оперативно никто не согласился принять — чужая кошка, уже взрослая, что нам с ней делать, другие повадки и так далее. Усыпление, или как это правильно называется, возможно у вас в компании?

— Ну… Сколько кошке лет?

— Пять-шесть лет, такой возраст. Ну, то есть она еще вполне здоровая, бегает, кушает прекрасно.

— Ну, если вы уже попробовали там как-то пристроить, если других вариантов нет, ну тогда можем, в принципе.

Закон о запрете эвтаназии есть, а наказания нет

Закон «Об ответственном обращении с животными» был принят в декабре 2018 года. По словам юриста, члена ассоциации «Зооправо» Евгении Немцовой, в нем прописано, что отказ владельцев животных от исполнения обязанностей по их содержанию до определения в приюты или отчуждения иным законным способом не допускается. Но закон не уточняет перечень «законных способов» отчуждения животного.

— Вопрос, считается ли безболезненная эвтаназия законным способом отказа владельца животного от обязанностей по содержанию, остается открытым, — говорит юрист. — Исходя из ст. 137 Гражданского кодекса, к животным применяются общие правила об имуществе. Лицо имеет право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, в том числе, как мы предполагаем, и уничтожать его (или, если дело касается животных, то умерщвлять).

Смоки принесли усыплять, когда ей было пять месяцев. Хозяевам не нравилось, что у нее проблемы с глазом. Сейчас кошка живет в котокафе «Больше шерсти». Читайте подробнее о ней и других питомцах

Фото: Артем Устюжанин / E1.RU

Наказание за жестокое обращение с животными предусмотрено в Уголовном кодексе и в некоторых кодексах об административных правонарушениях субъектов РФ. Но в большинстве случаев для применения этих статей необходимо причинение животному физической боли и страданий перед наступлением смерти или получением увечья.

По словам Евгении Немцовой, большинство юридических проблем, связанных с обращением с животными, появляется из-за недостаточности и неточности правового регулирования.

— К примеру, КоАП Москвы устанавливает ответственность за умерщвление животного, за исключением случаев, в которых законодательством города допускается умерщвление животного. Исходя из нашего анализа законодательства города, таких случаев не предусмотрено вообще — то есть животное нельзя умерщвлять на территории Москвы в принципе. Конечно, на практике ситуация обстоит иначе, но это не первый случай, когда закон и практика находятся в параллельных реальностях. В КоАП Свердловской области не предусмотрено наказание за жестокое обращение с животным или за проведение болезненных ветеринарных процедур без обезболивания. По нашему мнению, законодательство Российской Федерации и ее субъектов остро нуждается в доработке правового регулирования в области обращения с животными, причем работа должна быть проведена совместно с зооактивистами, — считает юрист.

По словам президента Центра правовой зоозащиты Светланы Ильинской, принятый закон пока имеет скорее декларативный характер:

— В нем говорится, что эвтаназия в случае здорового животного не допускается, но при этом закон не предусматривает никаких санкций, поэтому фактически наказания за это нет.