Как появились кошки на руси

Содержание:

Как кошки появились на Руси? Какое место они заняли в нашей жизни и культуре?

Точного ответа на вопрос «как кошки появились на Руси» не знает никто. Тем не менее, есть предположения, которые мы и рассмотрим в этой статье.

Этимологи затрудняются объяснить происхождение слова «кот». Истоки искали в нижненемецком, кельтском и нубийском, однако все эти варианты оказались невозможны. Сейчас часто можно встретить утверждение о том, что слово произошло от народнолатинского cattus (дикая кошка).

Когда кошки появились на Руси?

Опять же, точно никому не известно. Некоторые считают, что они появились уже во втором-пятом веках, но тогда были очень редки. Останки кошек VII-VIII века были найдены на территории современной Южной Украины. На территории современной России коты, вероятно, распространились только в одиннадцатом веке.

Вероятно, этих животных завезли мореплаватели, после чего кошки прекрасно прижились. В двенадцатом веке на Руси разводят кошек. Церковь поддерживает это, вероятно, потому что проблема грызунов коснулась каждого и кошки были своеобразной «божьей помощью». Со временем коты появились в царских палатах и простых избах. Стали ассоциироваться с домашним очагом. Возможно, тогда появилась традиция впускать кошку в новый дом первой.

Интересно: говорят, за кражу кошки на Руси штраф был выше, чем за кражу коровы. В те времена штраф рассчитывался из стоимости ураденного, поэтому можно предположить, что заморские животные стоили дороже коровы.

Как появились кошки на Руси

Сегодня в это трудно поверить, но до X века домашних кошек на Руси практически не было. Историки предполагают, что этих первых пушистых зверьков в Россию завезли мореплаватели.

Кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.

Кошка в языческой Руси

«Продвижение» домашней кошки с юга на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II-V векам новой эры — всего по одной кошке на несколько поселений. Однако результаты раскопок, относящихся к VI-VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям ученых, только в VII-IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.
Кошек ценили на Руси еще до принятия христианства. Так, одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса, был кот. Кошка являлась хранительницей домашнего очага и проводником в потусторонний мир.
С появлением на Руси христианства языческий бог Велес был запрещен. Его заменил покровитель скота святой Власий, именно поэтому имя Васька стало самой распространенной кошачьей кличкой.

Католическая Церковь считала кошек исчадьем ада и без зазрения совести сжигала бедных животных на кострах. А вот православные священники сразу прониклись к «коткам» — именно так раньше называли кошек. Пушистые зверьки охраняли съестные припасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в церковь. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для кошек.

Портрет царского кота

Портрет царского кота

Прижились кошки и при дворе. Они жили в царских покоях, с некоторых даже писали портреты. В 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет кота царя Алексея Михайловича. В Эрмитаже хранится гравюра, которую выполнил с этого рисунка чешский художник Вацлав Холлар. Долгое время считалось, что она создана во времена Ивана Грозного, однако это опроверг коллекционер и историк искусства Дмитрий Ровинский. В 1884 году он описал гравюру в своей книге «Материалы для русской иконографии»: «Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках».

Для охраны амбаров и устрашения мышей

Для охраны амбаров и устрашения мышей

Сын Алексея Михайловича Петр I считал котов животными, которые могут приносить пользу. В одном из указов он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Любимого кота Петра I звали Василием. Царь взял его в 1724 году из дома голландского купца, который торговал на Вологде, — Петр Великий часто бывал у него в гостях.

Кошка в языческой Руси

«Продвижение» домашней кошки с юга на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II-V векам новой эры — всего по одной кошке на несколько поселений. Однако результаты раскопок, относящихся к VI-VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям ученых, только в VII-IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Кошек ценили на Руси еще до принятия христианства. Так, одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса, был кот. Кошка являлась хранительницей домашнего очага и проводником в потусторонний мир.
С появлением на Руси христианства языческий бог Велес был запрещен. Его заменил покровитель скота святой Власий, именно поэтому имя Васька стало самой распространенной кошачьей кличкой.

Кошка в языческой Руси

«Продвижение» домашней кошки с юга на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II-V векам новой эры — всего по одной кошке на несколько поселений. Однако результаты раскопок, относящихся к VI-VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям ученых, только в VII-IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.
Кошек ценили на Руси еще до принятия христианства. Так, одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса, был кот. Кошка являлась хранительницей домашнего очага и проводником в потусторонний мир.
С появлением на Руси христианства языческий бог Велес был запрещен. Его заменил покровитель скота святой Власий, именно поэтому имя Васька стало самой распространенной кошачьей кличкой.

Католическая Церковь считала кошек исчадьем ада и без зазрения совести сжигала бедных животных на кострах. А вот православные священники сразу прониклись к «коткам» — именно так раньше называли кошек. Пушистые зверьки охраняли съестные припасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в церковь. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для кошек.

Как кошки появились на Руси

Сегодня в это трудно поверить, но до X века домашних кошек на Руси практически не было. Историки предполагают, что этих первых пушистых зверьков в Россию завезли мореплаватели.

Кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.

Кошка в языческой Руси

«Продвижение» домашней кошки с юга на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II-V векам новой эры — всего по одной кошке на несколько поселений. Однако результаты раскопок, относящихся к VI-VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям ученых, только в VII-IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Кошек ценили на Руси еще до принятия христианства. Так, одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса, был кот. Кошка являлась хранительницей домашнего очага и проводником в потусторонний мир.
С появлением на Руси христианства языческий бог Велес был запрещен. Его заменил покровитель скота святой Власий, именно поэтому имя Васька стало самой распространенной кошачьей кличкой.

Кошка в языческой Руси

«Продвижение» домашней кошки с юга на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II-V векам новой эры — всего по одной кошке на несколько поселений. Однако результаты раскопок, относящихся к VI-VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям ученых, только в VII-IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Кошек ценили на Руси еще до принятия христианства. Так, одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса, был кот. Кошка являлась хранительницей домашнего очага и проводником в потусторонний мир.
С появлением на Руси христианства языческий бог Велес был запрещен. Его заменил покровитель скота святой Власий, именно поэтому имя Васька стало самой распространенной кошачьей кличкой.

Кошка в храме

Католическая Церковь считала кошек исчадьем ада и без зазрения совести сжигала бедных животных на кострах. А вот православные священники сразу прониклись к «коткам» — именно так раньше называли кошек. Пушистые зверьки охраняли съестные припасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в церковь. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для кошек.

Поначалу в жилищах простых смертных кошки не водились вовсе, так как эти экзотические животные были им попросту не по карману — кошки обитали только в домах богатых особ. В патриархальной Москве кошка была атрибутом благополучия и достатка в семье.

Жили кошки и при императорских дворцах, которые, как и обычные жилые помещения того времени, очень страдали от грызунов. Так, у Петра I имелся любимый кот, которого он окрестил по традиции Василием. В 1724 году царь взял его у одного голландского купца. Петр сразу оценил пользу, приносимую этими животными, и тут же издал указ: «Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».

А императрица Елизавета Петровна в 1745 году приказала казанскому губернатору привезти ей уже 30 котов лучших пород и человека, который ухаживал бы за ними. Считалось, что казанские зверьки — лучшие крысоловы.
Екатерина II возложила на кошек еще более важную миссию: они стали хранителями картинных галерей, ведь от грызунов страдали не только амбары, но и произведения искусства. Коты в Эрмитаже прижились и стали знамениты не меньше, чем шедевры живописи или скульптуры.

Сколько стоил кот в древней Руси, и Почему только котам из всей живности был разрешен вход в православный храм

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Современному человеку трудно поверить в то, что еще тысячу лет тому назад домашних кошек на Руси практически не существовало. Это теперь бытует пословица: «Без кота – дом сирота». Но, в древние времена кошки настолько были редкостны, что их стоимость приравнивалась стоимости трех коров или стаду баранов. Хотя были и животные, которые ценились наравне с кошками. Об этих и многих других интересных фактах из жизни домашних питомцев — далее, в нашем обзоре.

Кот Алабрыс. Лубок, конец 17 в.

По предположению историков первых одомашненных пушистых зверьков в Россию начали завозить мореплаватели. Миграция кошек началась очень медленно, вначале с южной ее части, а потом постепенно распространилась на север и восток. По результатам раскопок, на территории современных русских городов Пскова и Ярославля, а также некоторых прибалтийских городов первые кошки появились к VI-VII векам, а к VII-IX столетию кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Иван Билибин. Пир у царя Салтана. 1904.

Кошка, появившаяся в русских землях еще до принятия христианства, почиталась как священное животное, сопровождавшее языческого бога Велеса. После принятия православной веры языческое божество заменили покровителем скота — святым Власием. Именно поэтому, кличка Васька стала самым распространенным именем для кота.

Кошка в православном храме

Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916.

Так исторически сложилось, что Католическая церковь в Средневековье объявила кошек исчадьем ада, приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и призвала массово истреблять их, сжигая на кострах. А вот православные священнослужители сразу прониклись к «коткам» (именно так в старину называли кошек) и взяли под свою защиту.

Главной причиной такого покровительства было то, что пушистые зверьки охраняли съестные запасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в православные церкви. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для входа кошек.

Кошка – дорогой экзотический товар на вес серебра

К. Маковский. Разговоры по хозяйству.

Разумеется, что в самом начале «заселения» русских земель, кошки в жилищах простых смертных не водились вовсе, так как эти экзотические животные были им попросту не по карману. Их могли позволить себе царские семьи и очень зажиточные люди. Так, в патриархальной Москве кошка считалась ценным имуществом и непременным атрибутом благополучия и достатка в доме.

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей.

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей.

Так, все же, сколько на самом деле стоила кошка в старину? Заглянув в историческую летопись, можно прочесть официальные записи, которые гласят, что стоило это существо громадных денег. До наших времен дошел уникальный документ, сделанный в XIV столетии, где была точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и другого домашнего скота. Этот своеобразный исторический указ назван «Правосудьем митрополичьим», и является одним из древнейших, где кошка впервые была упомянута как домашний зверь.

К. Маковский. Утренний чай.1891.

В документе речь шла о денежных штрафах, предполагаемых за хищение домашних животных. Разумеется, что величина штрафа в полной мере зависела от ценности украденного животного и косвенно определяла его стоимость: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна».

Павел Федотов. Сватовство майора. 1848–1849. Государственная Третьяковская галерея.

В старину гривна приравнивалась слитку серебра массой 205 граммов, а кун составлял 50-ю часть гривны. Таким образом, кошка, оцененная в три гривны, приравнивалась к незаменимому в хозяйстве волу, а также собаке. К слову, в три гривны оценивались три резвых молодых скакуна, целое стадо баранов или же три коровы. А вот, чтобы заработать 3 гривны, даже при очень высоком жаловании, положенном князем Ярославом строителям древнего киевского храма, надо было трудиться, не разгибая спины около двух месяцев.

Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886.

Что любопытно, кошку в старину могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого народа имелось предостаточно. На редкостного зверя смотрели косо, так как был слишком подвижным и любознательным, с вредоносными и бесовскими повадками. Кошки шныряли по чужим погребам, чуланам да птичникам, пытаясь урвать лакомый кусок. Поэтому бедный люд считал, что от них исходит зло, и разумеется, совершенно не было грехом отплатить пронырам той же монетой.

Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха за чаем.

Тем не менее, кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа в одну гривну преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.

Именно из-за своей дороговизны, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал заселять и в дома победнее.

Царские коты

Портрет кота царя Алексея Михайловича. / Кот Петра Великого - Васька.

Разумеется, прижились кошки и при императорских дворцах, кладовые помещения которых также очень страдали от грызунов. Жили они и в царских покоях, а с некоторых любимцев даже писали портреты. Так, в 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет любимого кота царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого. В Эрмитаже и по сей день хранится гравюра, которую выполнил с графического рисунка чешский художник Вацлав Холлар.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 .

У Петра I был также любимый кот по кличке Василий. В 1724 году царь взял его у одного голландского купца. Царь, сразу же оценив пользу, приносимую этими животными, тут же издал указ: «Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».

А императрица Елизавета Петровна в 1745 году приказала казанскому губернатору доставить из Казани специально для Зимнего дворца 30 котов лучших пород и человека, который ухаживал бы за ними. В то время считалось, что казанские зверьки — лучшие крысоловы.

Николай Тархов. Кошки у окна. 1909.

А вот Екатерина II, хотя и не особо жаловала кошек, возложила на них еще более важную миссию: они стали хранителями картинных галерей, ведь от грызунов страдали не только кладовые со съестными припасами, но и произведения искусства, написанные маслом. Именно с того времени коты в Эрмитаже прижились и стали знамениты не менее, чем шедевры живописи или скульптуры.

Николай Бодаревский. Любимчик. 1905. Частное собрание.

А также императрица, придав животным новый статус, повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет» . К «комнатным» относились избранные, которые хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой. В основном к таковым относились кошки породы русская голубая.

Кошка — хозяйка в крестьянских избах, на рынках и любимый персонаж народного фольклора

Горохов Иван Лаврентьевич (1863-1934). В крестьянской избе.

И лишь концу XVIII столетия кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они хозяйничали не только при церквях, дворцах и домах богачей, но и массово появились в избах крестьян.

Кирилл Лемох, Утро в швейцарской, 1874г.

В городах кошки также «были при деле». «Работая» в основном на рынках, им жилось достаточно вольготно и сыто. Так, литератор Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали и гордились своими охранниками товара. Сытым, огромным котам даже разрешалось сидеть на прилавках. А между самими торговцами это было вроде состязания — у кого кот толще.

Иван Крамской. Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской). 1882 год.

Именно с того времени полюбившиеся всем ценные животные стали не только персонажами русского народного фольклора и литературы, а также значимыми образами изобразительного искусства. И что любопытно, когда в 1853 году русский писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа», выяснилось, что кошки упомянуты в нем 75 пословицах.

Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850 год.

Как коты Ленинград спасли

Мало кто знает, но после снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной, кошки буквально спасли город от нашествия крыс. В блокадное время почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Вследствие чего город быстро наводнили крысы, что привело к ужасающим последствиям. Советский литератор Леонид Пантелеев в блокадном дневнике сделал запись: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей» . Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а зарплата сторожа составляла 120 рублей.

Николай Ярошенко (1846-1898), Женщина с кошкой.

В апреле 1943 года, после снятия блокады, правительством было принято экстренное решение — в Ленинград завезти пять тысяч дымчатых котов из Ярославля, а немногим позже — эшелон котов из Сибири. «Мяукающая дивизия» четырехлапых бойцов была распределена по музеям, подвалам и уцелевшим жилым домам города. Через некоторое время Северная столица, благодаря кошкам, была очищена от грызунов.

Богданов-Бельский Н. П. (1868-1945). Женский портрет.

К слову сказать, коты до сих пор состоят на «службе» при Питерском Эрмитаже, охраняя подвалы и запасники, где хранятся художественные экспонаты. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, приезжая Петербург.

Зинаида Серебрякова, Портрет Наташи Лансере с кошкой.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, давая интервью «Литературной газете» в 2014 году, отметил: «Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». И они действительно это заслужили.

Вот так, постепенно кошка в России стала хранительницей дома, приобретя славу вещуньи будущего и проводницы в потусторонний мир.

Как на Руси появились кошки?

Сегодня в это трудно поверить, но до X века домашних кошек на Руси практически не было. Историки предполагают, что этих первых пушистых зверьков в Россию завезли мореплаватели.

Кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.

Кошка в языческой Руси

«Продвижение» домашней кошки с юга на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II-V векам новой эры — всего по одной кошке на несколько поселений. Однако результаты раскопок, относящихся к VI-VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям ученых, только в VII-IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.
Кошек ценили на Руси еще до принятия христианства. Так, одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса, был кот. Кошка являлась хранительницей домашнего очага и проводником в потусторонний мир.
С появлением на Руси христианства языческий бог Велес был запрещен. Его заменил покровитель скота святой Власий, именно поэтому имя Васька стало самой распространенной кошачьей кличкой.

Католическая Церковь считала кошек исчадьем ада и без зазрения совести сжигала бедных животных на кострах. А вот православные священники сразу прониклись к «коткам» — именно так раньше называли кошек. Пушистые зверьки охраняли съестные припасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в церковь. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для кошек.

Роль четвероногих питомцев в религии

Язычество

Появление котов на территории древней Руси произошло еще до прихода христианского вероучения. В то время славяне поклонялись многочисленным богам, среди которых выделялся Велес. Он был правителем подземного царства, скота, богатства и лесных животных. Поэтому в древней мифологии их относят к верным помощникам этого божества. Четвероногие питомцы нередко ассоциировались с хранителями домашнего очага — домовыми. Хозяева с трепетом и почтением относились, чтобы в доме пребывал уют и благополучие.

Христианство

С приходом религиозного учения языческие обычаи исчезли не сразу. А некоторые верования остались до сих пор и соблюдаются негласно, как приметы (т. е. предупреждение). Старорусская история запомнила десятки животных под именами Мурка и Васька. Первое прозвище произошло от способности издавать мурлыканье. Второе появилось, когда за обязанности бога Велеса стал отвечать святой Власий или святой Николай. Поэтому питомцы стали ассоциироваться с ним и получали соответствующие прозвища.

По мере укоренения данной веры животным стали разрешать находиться в храме.

С усилением христианства на территории древней Руси коты пользовались хорошей славой в церквях. Они причислялись к чистым животным, которые помогали справиться с грызунами и всегда беспрепятственно заходили в святилище. У монастырских дверей существуют отверстия, которые были специально проложены, чтобы кошка могла свободно входить и покидать здание. Это очень отличалось от восприятия животных в католических церквях. Там их причисляли к помощникам сил зла и отправляли их на костры, особенно во времена инквизиции.

Как относились к животным?

Первая волна завезенных кошек разместилась в семьях богатых и знатных людей, поскольку цена была высока. Обычная крестьянская семья не могла позволить себе такую роскошь, так как стоимость животного была соотносима с одной коровой. Возможность беспрепятственно заводить кота только в конце XVIII века. Животные стали верными спутниками человека, хранителями и защитниками не только амбаров, но и домашнего очага. Во дворце императора также жил питомец, по кличке Василий, который приносил большую пользу при ловле мышей. После этого четвероногие питомцы воспринимались как:

  1. охотники-крысоловы;
  2. охранники картинных галерей;
  3. живая достопримечательность Эрмитажа;
  4. хранители домашнего очага;
  5. персонажи народных пословиц.

Кошки умные и пушистые животные, которые живут в каждой семье. Однако во времена древней Руси животные были диковинкой, которую могли позволить только элитные представители того времени. Благодаря своим умениям, коты смогли завоевать сердца обычных людей и императорской семьи. За свою способность к борьбе с грызунами их поселяли в каждом амбаре, дворце и даже Эрмитаже.

История кошек на Руси

В жизни русского человека, да и не только русского, но и всех россиян, кошка кажется чем-то столь же незыблемым как русские народные песни, сказки (вспомнить хотя бы Кота ученого или Кота Баюна), да и сама русская история. Однако мало кому известно, что кошки на нашей территории являются пришлыми животными, причем, пришедшими относительно недавно.

Несмотря на то, что такие страны как Китай или Англия находятся значительно дальше от Египта, чем Русь, с кошками жителям этих стран удалось познакомиться все же раньше, чем нам. То, что кошки имеют египетское происхождение знают многие. Но даже само слово «кот» не является исконно славянским и позаимствовано из латинского языка, где диких кошек обозначают словом «каттус». Именно от него и происходит слово «кот». Немногие знают и то, что самку домашней кошки вплоть до XVI-го века на Руси называли «котка». Кстати, в некоторых славянских языках по сей день сохранилась старинная форма этого слова.

История кошек на Руси началась позже, чем их история в Англии.

История кошек на Руси началась позже, чем их история в Англии.

Кошка в языческой Руси

«Продвижение» домашней кошки с юга на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II-V векам новой эры — всего по одной кошке на несколько поселений.

Однако результаты раскопок, относящихся к VI-VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям ученых, только в VII-IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Кошек ценили на Руси еще до принятия христианства. Так, одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса, был кот. Кошка являлась хранительницей домашнего очага и проводником в потусторонний мир.

С появлением на Руси христианства языческий бог Велес был запрещен. Его заменил покровитель скота святой Власий, именно поэтому имя Васька стало самой распространенной кошачьей кличкой.

Кошки – это роскошь

Первоначально кошки стоили очень дорого, было их мало, и за их кражу предусматривался огромный штраф. Разводить кошек помогала церковь, кошек селили при монастырях, в богатых домах и в царских теремах. Естественно, поначалу мало кто мог позволить содержать у себя этих редких (пока еще) животных, это просто было большинству населения не по карману.

Когда в России появились кошки фото 6

Потом уже, с течением времени, кошек становилось все больше и больше. И хвостатых истребителей грызунов начали заводить во многих домах, и даже в деревенских избах.

Когда в России появились кошки фото 7

Происхождение названия и переселение кошек на Русь

Как кошки появились на Руси?

Название питомцев происходит от латинского слова «каттус», обозначающего дикую кошку. До шестнадцатого века на Руси в ходу было название «котка», до сих пор использующееся в определенных славянских диалектах. Слово «котка» означает самку кота.

Первые упоминания кошек появились ещё в период со второго по пятые века. Правда тогда коты были неслыханной роскошью и вам бы вряд ли удалось встретить их на улице.

Как кошки появились на Руси?

Доказательством такого раннего появления кошек являются их останки, сохранившиеся на территории Южной Украины. Хоть специалисты и не спешат утверждать, в каких количествах они там обитали. На территории современной России коты закрепились лишь в XI веке.

Как кошки появились на Руси?

Главная теория их появления гласит, что необычный, но притягательный зверек завезен в наши земли мореплавателями. Коты тут же снискали всеобщую любовь и одобрение. Во времена, когда кошки считались редкостью, за кражу этого питомца был предусмотрен большой штраф, больший, чем за похищение коровы. А за убийство кота виновник был обязан заплатить штраф, так ещё и купить пострадавшему другого кота.

Кошка в языческой Руси

«Продвижение» домашней кошки с юга на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II-V векам новой эры — всего по одной кошке на несколько поселений. Однако результаты раскопок, относящихся к VI-VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям ученых, только в VII-IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Кошек ценили на Руси еще до принятия христианства. Так, одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса, был кот. Кошка являлась хранительницей домашнего очага и проводником в потусторонний мир.
С появлением на Руси христианства языческий бог Велес был запрещен. Его заменил покровитель скота святой Власий, именно поэтому имя Васька стало самой распространенной кошачьей кличкой.

Кошка в храме

Католическая Церковь считала кошек исчадьем ада и без зазрения совести сжигала бедных животных на кострах. А вот православные священники сразу прониклись к «коткам» — именно так раньше называли кошек. Пушистые зверьки охраняли съестные припасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в церковь. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для кошек.

Поначалу в жилищах простых смертных кошки не водились вовсе, так как эти экзотические животные были им попросту не по карману — кошки обитали только в домах богатых особ. В патриархальной Москве кошка была атрибутом благополучия и достатка в семье.

Жили кошки и при императорских дворцах, которые, как и обычные жилые помещения того времени, очень страдали от грызунов. Так, у Петра I имелся любимый кот, которого он окрестил по традиции Василием. В 1724 году царь взял его у одного голландского купца. Петр сразу оценил пользу, приносимую этими животными, и тут же издал указ: «Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».

А императрица Елизавета Петровна в 1745 году приказала казанскому губернатору привезти ей уже 30 котов лучших пород и человека, который ухаживал бы за ними. Считалось, что казанские зверьки — лучшие крысоловы.
Екатерина II возложила на кошек еще более важную миссию: они стали хранителями картинных галерей, ведь от грызунов страдали не только амбары, но и произведения искусства. Коты в Эрмитаже прижились и стали знамениты не меньше, чем шедевры живописи или скульптуры.

История появления кошек в России

Время, когда коты и кошки появились в России, точно указать трудно, хотя и установлено, что домашние кошки на территории Руси завелись еще до того, как наши предки приняли христианскую веру. Кошку на Руси ценили на вес серебра (в прямом смысле), она приравнивалась по себестоимости к пахотному животному.

painting-art-cat-five-kitten

Большой штраф взимался за убийство кошки, потому что сохранить зерно и сбрую от грызунов не мог никто кроме нее. Звали кошку тогда иначе — котка. Затем на смену этому слову пришло немного подправленное — коша, а после добавления буквы «к» получилось привычное слуху — кошка.

Интересно, что на Руси первыми оценили кошку служители церкви и поставили их под защиту церковного закона. Единственным животным, которому разрешено входить в храм была и остается кошка. О признании кошки церковниками говорит и то, что во Владимире, Суздале и многих других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для удобства кошек.

Со временем кошки широко распространились по русским русских городам. Горожане всегда ценили и любили кошек. В патриархальной Москве атрибутом благополучия и достатка в доме считалась кошка. В. А. Гиляровский писал, что когда в начале ХХ века в торговом Охотном ряду было решено навести порядок, «первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. vk.com/historylink Это было вроде спорта – у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».

Отдавали должное кошкам и царские особы. В Эрмитаже и поныне хранится работа голландского художника Фредерика Мушерона — портретное изображение крупным планом кота царя Алексея Михайловича (1661 г). В одном из указов Петра I содержится высочайшее повеление «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». У него же жил привезенный из Голландии кот.

1387702556_1744147748

Дочь его, государыня Елизавета Петровна, в 1745 году приказывала выписать из Казани специально для Зимнего дворца как особо искусных охотников котов-крысоловов местной породы. При дворе Екатерины Великой жили красавицы кошки пепельно-голубого окраса, короткошерстные, с ярко-зелеными глазами. Голубой кот по прозвищу Васька жил у императора Николая I.

На сегодняшний день в России среди домашних кошек присутствуют все породы — от самых редких до простых, хотя много и беспородных, бездомных кошек. Давно прошли те времена, когда кошек держали прежде всего как помощников в хозяйстве, они давно уже не обременены какими-либо обязанностями. Но несмотря на это, с каждым годом кошачья популярность растет.

Словене, руссы и потоп
Николай II — невинная жертва.
Иван IV Васильевич Грозный — прародитель Российской империи
Правда о событиях в Чехословакии 1968 года
4 Комментария » Оставить комментарий

Кошки лечат людей

Кошки сохраняют энергетический баланс, являются гармонизаторами.
У человека два внутренних энергетических потока: положительный и отрицательный. Когда один поток начинает преобладать над другим, человек болеет. Кошка, как правило, ложится в основание (первая чакра), либо если нарушение в верхних чакрах, ложится на плечи, или если нарушение в районе 4 чакры, ложится на грудь. И кошка не забирает положительную или отрицательную энергию, а гармонизирует её.
Есть такой неправильный термин, что кошки забирают энергию — это бред, потому что кошка работает и живёт в одном частотном диапазоне, а человек работает в другом. Кошка энергию не забирает, а гармонизирует – пропуская через себя, она восстанавливает баланс. Поэтому, кошки всегда считались гармонизаторами, т.е. сохраняют одинаковый баланс между «плюсом» и «минусом». И одновременно, допустим, те же египтяне считали, что кошка – это страж Врат в потусторонний Мир; она как бы разделяет Мир Явный (Мир живых) и Мир умерших, т.е. как защитник и гармонизатор: не пропускает оттуда, чтобы здесь негативом не переполнилось. И первых кошек на Мидгард-Землю привёз Даждьбог…

Чёрная кошка и новоселье
На Руси к чёрным кошкам (котам) относились очень хорошо. В новый дом первой впускали именно чёрную кошку — чёрный цвет поглощает все виды энергии, поэтому чёрная кошка очень тонко чувствует положительная или отрицательная обстановка в жилище, и если отрицательная – сразу же уйдёт. Ни одна кошка не будет находиться в помещении, где негативная обстановка. Кошка первой проходила весь дом, все комнаты, осваивалась. В спальне, где коша ложилась, на этом месте ставили кровать.
В древние времена считалось, что если чёрная кошка пришла в дом и начала жить — этот дом будет счастливым. Это потом христиане начали бороться со славянскими традициями, запугивать людей, чтобы они боялись чёрных кошек.

Единственное животное в храме

Иван Билибин. Кот ученый. Фронтиспис к «Сказке о золотом петушке» Александра Пушкина. 1910

В католических странах средневековой Европы кошек считали приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и сжигали их на кострах. В православных же странах к ним относились с точностью до наоборот. На Руси кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей можно было заходить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священников на долгие годы.

Единственное животное в храме

Иван Билибин. Кот ученый. Фронтиспис к «Сказке о золотом петушке» Александра Пушкина. 1910

В католических странах средневековой Европы кошек считали приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и сжигали их на кострах. В православных же странах к ним относились с точностью до наоборот. На Руси кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей можно было заходить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священников на долгие годы.

Приметы о кошках

О кошках существует множество примет и просто суеверий. Изначально кошка считалась помощницей и хранительницей домашнего очага. Что и неудивительно, учитывая большую роль кошки в поддержании благосостоянии семьи.

Кошку обычно пускали первой, когда входили в новый дом. Вместе с тем, считалось, что кошка связана с нечистой силой. Что могло негативно сказаться на отношении людей к этому симпатичному животному.

Особенно к кошкам черного окраса. Примету о том, что если черная кошка перейдет вам дорогу – жди несчастья, известна всем. Хотя, с другой стороны, было поверье, что черные кошки в доме принесут несчастье не хозяевам, а злоумышленникам, которые полезут в дом.

Также кошки стали героями многих известных русских сказок. А вы знаете приметы и сказки о кошках?

Как относились к животным?

Первая волна завезенных кошек разместилась в семьях богатых и знатных людей, поскольку цена была высока. Обычная крестьянская семья не могла позволить себе такую роскошь, так как стоимость животного была соотносима с одной коровой. Возможность беспрепятственно заводить кота только в конце XVIII века. Животные стали верными спутниками человека, хранителями и защитниками не только амбаров, но и домашнего очага. Во дворце императора также жил питомец, по кличке Василий, который приносил большую пользу при ловле мышей. После этого четвероногие питомцы воспринимались как:

В последствии некоторые животные могли быть своеобразными “охранниками” для картин в галерее.

  1. охотники-крысоловы;
  2. охранники картинных галерей;
  3. живая достопримечательность Эрмитажа;
  4. хранители домашнего очага;
  5. персонажи народных пословиц.

Кошки умные и пушистые животные, которые живут в каждой семье. Однако во времена древней Руси животные были диковинкой, которую могли позволить только элитные представители того времени. Благодаря своим умениям, коты смогли завоевать сердца обычных людей и императорской семьи. За свою способность к борьбе с грызунами их поселяли в каждом амбаре, дворце и даже Эрмитаже.

Пушистое сокровище: откуда на Руси взялись кошки и почему их так полюбили

Сегодня нам трудно даже представить, что когда-то кошки на Руси были экзотикой и невероятно ценным товаром. И уж тем более нелегко смириться с тем, что были времена, когда этих животных у нас не было вовсе. Откуда пришли к нам кошки и почему высоко ценились нашими предками?

Первых кошек на Русь привезли по морю еще до того, как у нас воцарилось христианство. Очень долго держать этих животных могли только очень обеспеченные люди. Посудите сами — до XV столетия за кошку просили столько же, сколько за взрослого рабочего вола.

Если кто-то нечаянно убивал чужого питомца, то приходилось компенсировать владельцу не только материальный, но и моральный ущерб. Поверх стоимости загубленной животины нужно было дать гривну — серебряный слиток весом в 205 грамм. Впрочем, столько же присуждали и за убийство домашней или охотничьей собаки.

В сборнике законов «Метрополичье правосудие», относящемся к XIII веку, о возмещении ущерба было сказано так:

Не удивительно, что к кошке относились в те времена особенно бережно, причем неважно к своей или чужой. В то время как в Европе кошек, особенно черных, тысячами сжигали на кострах, топили и рубили пополам как дьявольских отродий и приспешников ведьм, наши предки считали это животное исключительно позитивным и чистым.

Откуда на Русь завезли кошек

Но позже кошачья история обогатилась новыми фактами. Самое древнейшее захоронение домашней кошки, возрастом 9500 лет, было обнаружено в 2004 году на Кипре. После учёные сделали выводы, что первые кошки были одомашнены около 10000 лет назад на Армянском нагорье, на территории современной Турции, которая раньше называлась Анатолией. Постепенно кошки начали распространяться в юго-восточную часть Европы, скорее всего, вместе с переселившимися туда земледельцами.

В любом случае, «своих» кошек на Руси не было. Они к нам точно «понаехали», предположительно на кораблях, вместе с моряками. И распространялись они постепенно, через территории современной Болгарии, Румынии и Греции.